80 лет с момента открытия первой постоянной экспозиции

Рубрика "Календарные даты- история в лицах"


21 ноября 2020 года исполняется 100 лет с официального дня рождения композитора Яна Френкеля (1920 - 1989). Его песни и киномузыка по сей день воспринимаются так, словно написаны совсем недавно. Он был выдающимся композитором своего времени. Его перу принадлежит более трехсот песен, инструментальные сочинения, музыка к семидесяти кинофильмам, мультфильмам, теле- и радиопередачам.
В семье Френкелей было пятеро детей: два мальчика и три девочки. По старшинству: Михаил, Мария, Татьяна, Ян и Зоя.
Семья была дружной. До школы старшие сестры учили маленького Яна читать. А еще любил он изучать географическую карту, которая висела на стене, знал ее наизусть.
Из всех детей именно Яна отец решил всерьез обучать игре на скрипке. Уже в 4 года он дал ему в руки инструмент. Отец занимался с ним сам по книге Леопольда Ауэра «Моя школа игры на скрипке».
Игру Яна Френкеля услышал профессор Киевской консерватории Яков Самойлович Магазинер. Преподаватель был поражен чистотой интонации, тем, как мальчик «сжился» со скрипкой, и взял его в свой класс. В дальнейшем профессор Магазинер демонстрировал Яна Френкеля студентам как образец чистой игры на скрипке. Как музыкант-исполнитель Ян Френкель был воспитан на скрипичной музыке Г. Венявского, Ш. Берио, А. Вьетана...
В 1942 году будущий композитор решил пойти на фронт, для чего, согласно свидетельству родственников, исправил в документах год своего рождения, приписав себе сразу несколько лет. Так официальным годом рождения Яна Френкеля стал 1920-й.
На фронте Ян Френкель встретил свою будущую супругу Наталью Михайловну Меликову, актрису Театра Красной Армии. С Натальей Михайловной они прожили вместе 45 лет, до самой смерти Яна Френкеля. Свою единственную дочь Ян Абрамович назвал Ниной, наверное, в память о своей маме.
День Победы Ян Френкель встретил в Берлине: как вспоминал сам композитор, последнее выступление их концертной бригады состоялось в ставке командования.
После войны Ян Абрамович, его супруга и дочь поселились в Москве, в коммунальной квартире № 16 в доме №20/2 по Неглинной улице. В эти годы Ян Френкель был музыкантом-исполнителем: сначала в Главном управлении цирков, затем в тресте ресторанов Москвы. Он продолжил совершенствовать свое мастерство скрипача, импровизатора, стал и отличным джазовым аккордеонистом - пригодились навыки, полученные во время службы во фронтовом театре. Это был не просто виртуоз - это был настоящий артист джаза.
В 1948 -1951 годах Ян Френкель руководил оркестром Мосэстрады и по совместительству работал аранжировщиком в Музфонде СССР. Он стал одним из лучших оркестровщиков в стране. Композитор продолжал создавать собственные произведения. Главным образом -инструментальные.
В 1960 году Яна Френкеля приняли в Союз композиторов СССР. Этот год во многом стал переломным в карьере композитора, ознаменовав новый период его творческой биографии.
Но окончательно свое композиторское призвание Ян Френкель нашел в песне. Этот жанр стал для него, как выразился сам композитор, «оптимальным вариантом высказывания». Ян Абрамович был одним из первых композиторов-песенников, самостоятельно исполнявших собственные произведения в авторских концертах. Лучшим исполнителем своих песен был он сам. Он часто ездил с концертами, в составе творческих делегаций по всей стране - от Прибалтики до Дальнего Востока.
Путевку в кинематограф дал Яну Френкелю выдающийся актер и певец - Марк Бернес, в репертуаре которого были: «Напиши мне, мама, в Египет», «Солдаты», «Тополя», «Грустная песенка», «Журавли» и другие.
Я. Френкель написал музыку к таким известным в свое время кинолентам и мультфильмам, как «Белые росы», «Бегущая по волнам», «Приключения желтого чемоданчика», «Женщины», «Новые приключения неуловимых», «Корона Российской империи, или снова неуловимые», «Вылет задерживается», «Двое в пути», «Неисправимый лгун», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Подвиг Одессы», «Стойкий оловянный солдатик», «Бабушкин зонтик» и др.
Поэтами-соавторами Яна Френкеля - или, как он называл их, «друзьями-поэтами» были: Константин Ваншенкин, Инна Гофф, Расул Гамзатов, Игорь Шаферан, Михаил Танич, Марк Лисянский, Анатолий Поперечный, Роберт Рождественский, Евгений Долматовский, Леонид Дербенев - и этот список может быть продолжен. Вместе с ними композитор создал множество замечательных песен, ставших в свое время «хитами», некоторые из которых звучат и в наши дни, а большинство незаслуженно, забыто: «Август» («Скоро осень, за окнами август...»), «Вальс расставания» («Кружится, кружится пестрый лесок, кружится, кружится старый вальсок...»), «Калина красная», «Матери», «Русское поле», «А самолеты сами не летают», «Сколько видано», «Романтика», «Ветер северный, умеренный до сильного», «Что тебе сказать про Сахалин», «Страдание», «Желтые листья», «Он и она», «Тропка уходит», «Лист осенний»...
Ян Френкель был одним из организаторов и членом жюри многих музыкальных фестивалей и конкурсов: в Сопоте, Сочи, Москве, Ленинграде, Владивостоке и других городах, а также дней национальной музыки в различных регионах страны.
Символично, что последняя песня, опубликованная Яном Френкелем, называлась «Отчего ты плачешь» (написана на стихи Инны Гофф). Он исполнил ее на концерте в Томске весной 1989 года. А летом того же года композитор тяжело заболел и скончался 25 августа 1989 года в Риге.
В 2000 году по инициативе Иосифа Кобзона на доме 10 по улице Чаянова, где Ян Френкель жил последние годы, была открыта мемориальная доска.