80 лет с момента открытия первой постоянной экспозиции

Новости

Рубрика «Вспоминая Фрунзе…»

Попытка побега Арсения. Мысль о побеге Михаила Фрунзе возникла   сразу после его заключения. Проекты нападения на конвой пришлось оставить, так как из тюрьмы никого никуда не выводили. Побег во время прогулки через каменную ограду не годился, так как  мог стоить больших жертв. В узком кругу большевиков был принят такой вариант побега: перевод в одиночную камеру, из которой делается пробор стены в смежную угловую камеру;  из неё через подпиленную решетку Арсений спускается во двор и по верёвочной лестнице перебирается через ограду. И самая большая трудность- подкупить надзирателя и «снять» часового. Эта операция возлагалась на ивановских боевиков, которые должны были связать солдата и заткнуть ему рот тряпкой. Для осуществления побега удалось удачно провести «Великое переселение народов»-Фрунзе занял одиночную камеру. Затем за определённую сумму денег подкупили надзирателя, который согласился во время ночной смены выпустить Арсения. Дело двигалось: с воли были получены пилки, верёвки. Начали делать разбор стены и закрывали его верхней одеждой от глаз полицейских. Но… в конце концов надзиратель отказался от сделки и добился перевода на другой пост. Появился другой надзиратель, и заключённые стали обрабатывать его. Для этого требовались немалые деньги, и из тюрьмы на волю было написано иносказательное письмо, облачённое в литературную форму. Содержание письма было понято, и в воскресный день на базаре была собрана необходимая сумма. Эти деньги были особенно дороги Михаилу, он понимал, что таким образом получает политическую поддержку и отклик в народе. Наступил день побега. Вдруг вечером зазвенели ключи, защёлкали замки, загремели засовы, послышались удары кувалды- шла проверка решёток. Охранник со всего размаха бил по прутьям, но подпиленный прут не обнаружил- опасность миновала. Но  подкупленный надзиратель в последний момент отказался выпустить М.Фрунзе.  «Не пущу! Стрелять буду!»- были его слова. Потом он заявил, что будет молчать о предполагавшемся побеге. Так закончилась  неудачная попытка побега Арсения из тюрьмы… На фото: М.Фрунзе среди политических осуждённых во дворе тюрьмы.    
 
  • 0
     
  •  
 

Рубрика "Календарные даты- история в лицах"


21 ноября 2020 года исполняется 100 лет с официального дня рождения композитора Яна Френкеля (1920 - 1989). Его песни и киномузыка по сей день воспринимаются так, словно написаны совсем недавно. Он был выдающимся композитором своего времени. Его перу принадлежит более трехсот песен, инструментальные сочинения, музыка к семидесяти кинофильмам, мультфильмам, теле- и радиопередачам.
В семье Френкелей было пятеро детей: два мальчика и три девочки. По старшинству: Михаил, Мария, Татьяна, Ян и Зоя.
Семья была дружной. До школы старшие сестры учили маленького Яна читать. А еще любил он изучать географическую карту, которая висела на стене, знал ее наизусть.
Из всех детей именно Яна отец решил всерьез обучать игре на скрипке. Уже в 4 года он дал ему в руки инструмент. Отец занимался с ним сам по книге Леопольда Ауэра «Моя школа игры на скрипке».
Игру Яна Френкеля услышал профессор Киевской консерватории Яков Самойлович Магазинер. Преподаватель был поражен чистотой интонации, тем, как мальчик «сжился» со скрипкой, и взял его в свой класс. В дальнейшем профессор Магазинер демонстрировал Яна Френкеля студентам как образец чистой игры на скрипке. Как музыкант-исполнитель Ян Френкель был воспитан на скрипичной музыке Г. Венявского, Ш. Берио, А. Вьетана...
В 1942 году будущий композитор решил пойти на фронт, для чего, согласно свидетельству родственников, исправил в документах год своего рождения, приписав себе сразу несколько лет. Так официальным годом рождения Яна Френкеля стал 1920-й.
На фронте Ян Френкель встретил свою будущую супругу Наталью Михайловну Меликову, актрису Театра Красной Армии. С Натальей Михайловной они прожили вместе 45 лет, до самой смерти Яна Френкеля. Свою единственную дочь Ян Абрамович назвал Ниной, наверное, в память о своей маме.
День Победы Ян Френкель встретил в Берлине: как вспоминал сам композитор, последнее выступление их концертной бригады состоялось в ставке командования.
После войны Ян Абрамович, его супруга и дочь поселились в Москве, в коммунальной квартире № 16 в доме №20/2 по Неглинной улице. В эти годы Ян Френкель был музыкантом-исполнителем: сначала в Главном управлении цирков, затем в тресте ресторанов Москвы. Он продолжил совершенствовать свое мастерство скрипача, импровизатора, стал и отличным джазовым аккордеонистом - пригодились навыки, полученные во время службы во фронтовом театре. Это был не просто виртуоз - это был настоящий артист джаза.
В 1948 -1951 годах Ян Френкель руководил оркестром Мосэстрады и по совместительству работал аранжировщиком в Музфонде СССР. Он стал одним из лучших оркестровщиков в стране. Композитор продолжал создавать собственные произведения. Главным образом -инструментальные.
В 1960 году Яна Френкеля приняли в Союз композиторов СССР. Этот год во многом стал переломным в карьере композитора, ознаменовав новый период его творческой биографии.
Но окончательно свое композиторское призвание Ян Френкель нашел в песне. Этот жанр стал для него, как выразился сам композитор, «оптимальным вариантом высказывания». Ян Абрамович был одним из первых композиторов-песенников, самостоятельно исполнявших собственные произведения в авторских концертах. Лучшим исполнителем своих песен был он сам. Он часто ездил с концертами, в составе творческих делегаций по всей стране - от Прибалтики до Дальнего Востока.
Путевку в кинематограф дал Яну Френкелю выдающийся актер и певец - Марк Бернес, в репертуаре которого были: «Напиши мне, мама, в Египет», «Солдаты», «Тополя», «Грустная песенка», «Журавли» и другие.
Я. Френкель написал музыку к таким известным в свое время кинолентам и мультфильмам, как «Белые росы», «Бегущая по волнам», «Приключения желтого чемоданчика», «Женщины», «Новые приключения неуловимых», «Корона Российской империи, или снова неуловимые», «Вылет задерживается», «Двое в пути», «Неисправимый лгун», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Подвиг Одессы», «Стойкий оловянный солдатик», «Бабушкин зонтик» и др.
Поэтами-соавторами Яна Френкеля - или, как он называл их, «друзьями-поэтами» были: Константин Ваншенкин, Инна Гофф, Расул Гамзатов, Игорь Шаферан, Михаил Танич, Марк Лисянский, Анатолий Поперечный, Роберт Рождественский, Евгений Долматовский, Леонид Дербенев - и этот список может быть продолжен. Вместе с ними композитор создал множество замечательных песен, ставших в свое время «хитами», некоторые из которых звучат и в наши дни, а большинство незаслуженно, забыто: «Август» («Скоро осень, за окнами август...»), «Вальс расставания» («Кружится, кружится пестрый лесок, кружится, кружится старый вальсок...»), «Калина красная», «Матери», «Русское поле», «А самолеты сами не летают», «Сколько видано», «Романтика», «Ветер северный, умеренный до сильного», «Что тебе сказать про Сахалин», «Страдание», «Желтые листья», «Он и она», «Тропка уходит», «Лист осенний»...
Ян Френкель был одним из организаторов и членом жюри многих музыкальных фестивалей и конкурсов: в Сопоте, Сочи, Москве, Ленинграде, Владивостоке и других городах, а также дней национальной музыки в различных регионах страны.
Символично, что последняя песня, опубликованная Яном Френкелем, называлась «Отчего ты плачешь» (написана на стихи Инны Гофф). Он исполнил ее на концерте в Томске весной 1989 года. А летом того же года композитор тяжело заболел и скончался 25 августа 1989 года в Риге.
В 2000 году по инициативе Иосифа Кобзона на доме 10 по улице Чаянова, где Ян Френкель жил последние годы, была открыта мемориальная доска.
 

график работы музея

#культурасвами37
Друзья,мы хотим напомнить, что музей открыт для посещения. Работают все выставки: постоянные - "Время и судьбы", "Сосуды с секретом", "Макет города - город макетов", "Боевой путь 332 стрелковой дивизии им. Фрунзе"; а также выставка стендовых моделей военной техники времен ВОВ в масштабе 1:72 из коллекции О. Булавкина, "В восемнадцать мальчишеских лет", "Акварели" В. Черногалова и персональная художественная выставка А. Весёлкина (графика, живопись, эмали). Вторник - пятница с 10.00 до 17.00, суббота - воскресенье с 10.00 до 15.00, понедельник - выходной. Посетить музей можно индивидуально и группами не более 5 человек. При входе необходима защитная маска и перчатки.
 


Страница 6 из 80